Стены и перекрытия насосных станций
Стены наземных станций или наземной части заглубленных станций строят из хорошо обожженного кирпича толщиной в 2,5, 2 и 1,5 кирпича ( в зависимости от климата) на смешанном или чистом цементном растворе. Стены должны быть изолированы от фундамента рубероидом или асфальтом слоем в 1,5—2 см. Подземные части стен в сухих грунтах могут быть железобетонными или кирпичными на цементном растворе с наружной изоляцией от сырости цементной штукатуркой либо оклейкой толь-кожей или рубероидом.
Стены ниже уровня грунтовых вод должны быть рассчитаны на давление воды и грунта; выгоднее всего строить железобетонные стены, так как кирпичные и каменные получаются очень массивными и дорого стоят. Железобетонные стены обычно на поверхности земли оканчиваются уширенной полосой, служащей основанием для кирпичной кладки наземных стен. В последнее время стены станций устраиваются из стеновых блоков.
Для средних и в особенности для больших станций считается обязательным наличие мостового крана с ручным приводом. Для укладки подкрановых рельсов необходимо устройство в стенах пилястр между окнами. Малые станции могут обходиться при монтаже треногами или козлами. Высота здания, оборудованного мостовым краном, должна быть такова, чтобы кран мог свободно пронести двигатель или насос над установленными агрегатами.
Внутри стены штукатурят известковым раствором с примесью алебастра или цемента. Часто панель на 1,5—2 м облицовывают плитками; плитками устилают и полы. Это облегчает содержание B чистоте машинного зала. Каналы для труб покрывают рифлеными стальными плитами. Перекрытие подвала должно (выдерживать нагрузку двигателя или насоса, снятых с фундамента и поставленных на перекрытие при ремонте машин.
Машины не должны ставиться на плиточный пол без деревянных подкладок во избежание поломки плиток. Машинный зал должен содержаться в чистоте, подшипники не должны быть запыленными, так как от пыли они быстро истираются. Перекрытие станции устраивают из несгораемого материала — железобетоиа с тепловой изоляцией из пенобетона и т. п. или из стальных ферм, покрытых железобетонными плитами, также с изоляцией. Изолирующий материал покрывают рубероидом в 2 — 3 слоя на клебемассе или листовой сталью.
Если перекрытие делается деревянным, что допустимо только в исключительных случаях, когда нет других способов покрытия, то деревянная подшивка должна быть оштукатурена или окрашена особой огнеупорной краской для уменьшения огнеопасности.
Ввод труб в здание
Трубы в местах прохода через стены могут быть поломаны вследствие осадки здания. Чтобы не допустить этого, при сухих грунтах трубы не заделывают прочно в стену, а оставляют в стене отверстие с вделанным в него отрезком трубы большего диаметра (на 150—200 мм). Всасывающая или нагнетательная труба пропускается через это отверстие эксцентрично, несколько ниже оси, а кольцевой зазор между трубами сначала слабо забивают паклей, а затем заливают смолой.
Смола должна быть составлена из твердых и жидких фракций, например, пека и антраценового масла либо из битумов № 5, 2 или 1 в такой пропорции, чтобы сохранилась пластичность. Под давлением оседающей стены смола будет обтекать внутреннюю трубу, остающуюся неподвижной. Такой способ заделки применяется и при мокрых грунтах. Если же трубу плотно заделать в стену, то необходимо принять меры против ее поломки или осадки стены.
Непосредственно у стены с наружной стороны ставят муфты с резиновыми прокладками, закрепленные болтами, или другие эластичные соединения. Однако этого недостаточно, так как чугунные трубы срезаются у самой стены, ввиду чего нужно примыкающую к стене часть трубы с эластичными соединениями заключать в деревянный футляр в виде прямоугольной трубы, сбитой из досок.
Участок водопроводной трубы в футляре может свободно опускаться вместе со стеной, не ломаясь, а только поворачиваясь в стыковых соединениях. Осадки стен обычно выражаются миллиметрами или десятками миллиметров; при таких небольших перемещениях эластичные стыки сохраняют герметичность. К тому времени, когда деревянный футляр сгниет, осадка прекратится, и грунт вокруг трубы будет уплотнен.
Изоляция от воды
В машинном зале должно быть сухо; это необходимо прежде всего для сохранения здоровья обслуживающего персонала, а также для предупреждения коррозии металлических частей, сохранения изоляции электродвигателя и т. д. Прежде изоляция от воды достигалась исключительно ручной цементной штукатуркой состава 1:2 с железнением. В настоящее время штукатурка производится торкретированием слоем в 20 мм.
Торкретирование дает водонепроницаемую штукатурку. До сих пор оно производилось обыкновенными цементами высших марок. В последние годы проявился новый водонепроницаемый — расширяющийся — цемент, быстро схватывающийся и быстро твердеющий. Вместо штукатурки применяется обмазочно-оклеечная изоляция. Рулонным материалом для этого способа изоляции служит рубероид. Оклейку производят в 2 — 3 слоя и снаружи защищают и прижимают бетонной или кирпичной стенкой в 0 5 кирпича.
Освещение и отопление
Для обеспечения хорошего освещения на станциях устраивают большие окна. Отношение площади окон к площади пола принимается 1:4.. Окна размещают со всех сторон, если это возможно. Двустороннему освещению станции может мешать электрооборудование, размещенное с задней стороны фасада станции.
На станциях, совмещенных с водоприемниками, двустороннему освещению мешает водоприемник, который закрывает станцию со стороны реки. Электрическое освещение станции описано в разд. V. Для отопления малых станций применяют простые печи, на больших станциях устраивают центральное водяное или паровое отопление. Иногда станция не нуждается в отоплении, так как теплоты, выделяемой двигателями, достаточно для обогревания помещения в зимнее время, в особенности на юге СССР.
В самом деле, если к. п. д. двигателя равен 0,90, а мощность его, например, 300 л. е., то 30 л. с. (10%), теряемые в двигателе, идут на нагревание станции, 1 л. с. ч. = 270 000 кем, или 270 000: 427 = 623 ккал. Таким образом, легко подсчитать, сколько тепла развивают двигатели. Сравнив эту величину с теплоотдачей здания, можно определить, нужен ли дополнительный подогрев. Если станция работает не круглые сутки, то отопление необходимо.
При работе насосной станции, имеющей полное развитие, тепла от двигателей может быть вполне достаточно для отопления, но в первый период при слабой загрузке станции его может оказаться недостаточно, тогда лучше всего ограничиться постановкой временных печей. Если тепловой баланс может быть увеличен путем увеличения толщины стен, то можно обойтись без отопления. При станции обычно устраивается небольшая мастерская, а также кладовая для смазочного материала и пр.
Устройство клозета на станции допустимо только при наличии канализации, а если она отсутствует, то нужно устраивать надворные уборные. При станции должен быть установлен кран с раковиной. Для борьбы с пожаром внутри и вне станции должно быть установлено по одному пожарному крану, а на больших станциях — и больше. Искусственная вентиляция нужна только для подземных станций.